05:43
+15 C°
Пробки:   0
$
65.5177
71.2439

Репутация в органическом сельском хозяйстве играет важнейшую роль – Сергей Коршунов

23 января 2020 года
1782
Репутация в органическом сельском хозяйстве играет важнейшую роль – Сергей Коршунов

Российской рынок органической сельскохозяйственной продукции является довольно молодым, при этом, несмотря на потенциал, темпы его развития ниже, нежели в других странах. Что препятствует его развитию? Почему большая доля органических продуктов органического земледелия, доступных россиянам на данный момент, импортная? Каковы настроения экспертов и состояние российской нормативно-правовой базы в преддверии вступления в силу закона «Об органической продукции»? Своим мнением об этом, а также о многом другом в интервью ИА «АПК-Информ» поделился, председатель Правления Союза органического земледелия и член Общественного совета Минсельхоза РФ Сергей Коршунов.

— Какие изменения произошли в отрасли органического земледелия в 2019 г.? Расскажите об успехах, которых удалось добиться Союзу органического земледелия в этом году?

— Главный показатель уровня развития органического сельского хозяйства – количество производителей – практически не растет. И это основное, над чем нужно работать. В 2019 году Союз вошел сразу в несколько рабочих групп: при Правительстве РФ, Минсельхозе РФ, Росстандарте, Росаккредитации, ЕЭК, СФ ФС РФ.

В Союз органического земледелия вступило более 100 новых участников. Несколько участников Союза органического земледелия в 2019 году получили международные сертификаты органик: «Органик эраунд» Ставропольский край, «Агрофирма Острожка» Пермский край, ИП Солнышкина Краснодарский край. Компания «Солнечные продукты» в дополнение к имеющимся сертификатам органик по стандартам стран ЕС получило первый в России международный сертификат Naturland. Компании производители биопрепаратов и биоудобрений получили международные сертификаты для использования в органическом сельском хозяйстве: «Сиббиофарм», «Bionovatik», «Фитерра», «Экохарвест».

В 2019 году Союз принял участие в разработке мер поддержки производителей органической продукции и предложенные Союзом меры были полностью приняты в законе об органической продукции Краснодарского края. Также Союз регулярно представляет системные меры по развитию органического сельского хозяйства в различные органы власти. При содействии Союза было проведено несколько обучающих курсов для сельхозпроизводителей в разных регионах, прошел ряд предаудитов, оценивающих готовность сельхозпроизводителей к переходу на органическое производство.

— Расскажите о существующих программах поддержки производителей органической продукции и распространения данного вида деятельности?

— Государственная поддержка производителей органической продукции в России пока работает только на региональном уровне и в одном регионе – в Томской области, где сегодня сосредоточен центр развития российского экспорта в данной сфере. Производители органической продукции Томской области, сертифицированные по международным стандартам органик, получают несвязанную погектарную поддержку, которая, в среднем составляет около 1000 руб/га. В законе Краснодарского края приняты меры поддержки производителей органической продукции, сертифицированных по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016, но фактически производители смогут ими воспользоваться, когда полноценно заработает российская система сертификации. Прорабатывают меры поддержки производителей органической продукции Воронежская, Ленинградская области и ряд других регионов.

— Ключевым направлением сбыта продуктов органического земледелия остается экспортное. Какие страны являются ключевыми импортерами органической продукции российского происхождения? Каковы особенности торговли с ключевыми импортерами?

— Российскую органическую продукцию покупают Дания, Нидерланды, Чехия, Литва, Латвия, Великобритания, Италия и другие страны. Основное требование покупателей – наличие международного сертификата органик по стандартам стран ЕС и США. В первую очередь, покупателей интересует прослеживаемость производства органической продукции, долгосрочность отношений, надежность поставщиков. Трейдеры очень осторожны в выборе поставщиков, репутация в органическом сельском хозяйстве играет важнейшую роль. Члены Союза органического земледелия активно наращивают объемы экспорта. Так, в Томской области экспорт за два года вырос почти на 300% и в денежном эквиваленте за девять месяцев 2019 года достиг 9 млн евро. Участники Союза активно осваивают и новые рынки – Японию и Китай. Это долгий и сложный процесс, но подвижки уже есть.

— Как удается России конкурировать со странами, давно зарекомендовавшими себя на мировом рынке?

— Доверие к российской органической продукции формируется постепенно. Как правило, сначала закупаются пробные небольшие партии органической продукции. Затем, если все прошло успешно, следуют более крупные заказы. Например, в сентябре 2019 года Союз органического земледелия организовал бизнес-миссию российской делегации во Францию на всемирную выставку SPACE. Переговоры о поставках органической продукции во Францию начались за несколько месяцев до поездки, договор на первую пробную партию был заключен во время нашего пребывания во Франции, а первые отгрузки по нему состоятся в декабре этого года. Для того, чтобы экспорт российской органической продукции рос, необходимо более активно продвигать ее на международные рынки на уровне государства – устраивать бизнес-миссии, участвовать в международных выставках, развивать бренд российской органической продукции и т.д.

— Несмотря на увеличение темпов сбыта отечественной органической продукции на внутреннем рынке, они остаются невысокими. Чем это обусловлено?

— Наиболее значимые факторы, которые ограничивают развитие органического сельского хозяйства, – отсутствие налаженной системы сбыта органической продукции внутри страны для оборотных средств сельхозпроизводителей, гринвошинг, низкий уровень знания и понимания органического сельского хозяйства у потребителей, отсутствие государственной поддержки органических сельхозпроизводителей и признания международных стандартов органик. Российский рынок органической продукции только формируется, поэтому пока еще не заработала отечественная система ее сертификации по ГОСТ 33980-2016, а международные стандарты органик в России не признаются. В октябре 2019 года получил аккредитацию воронежский филиал ФГБУ «Россельхозцентр», первые сертификаты мы увидим не ранее, чем через год.

— Какие проводятся меры популяризации органической продукции среди потенциальных потребителей?

— Популяризацией органической продукции занимаются только сами участники рынка. Уровень знаний об органическом сельском хозяйстве, отличиях такого вида производства, системах контроля и маркировки органической продукции и понимание системы ценностей у потребителей очень низкие. При этом у них сложились определенные ожидания. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, 33% россиян считают употребление органических продуктов правильным питанием. При этом реальных запросов в массовом сегменте именно на органические продукты слишком мало. В первую очередь, это связано с низкой покупательной способностью населения, и лишь во вторую, со слабой информированностью.

— В январе 2020 г. вступает в силу закон «Об органической продукции». Со времени принятия этого закона прошло почти 1,5 года. Готовы ли государственные структуры и производители к данному событию?

— Система сертификации, аккредитации органов по сертификации, подготовки и переподготовки кадров, разработки научно обоснованных районированных агротехнологий производства органической продукции в процессе формирования. Приказы о едином государственном реестре производителей органической продукции и едином государственном знаке органической продукции готовятся к подписанию. Производители, ориентированные на российский рынок органики, в ожидании, как будет развиваться ситуация. На всех уровнях власти идут острые обсуждения, и есть разные сценарии развития. В то время как экспортное направление развивается и наращиваются объемы поставок органической продукции.

— На данный момент открытым остается вопрос признания в России международных стандартов органик. Какие вы видите пути решения данной проблемы?

— Первыми лицами государства объявлено о том, что Россия выходит на мировой рынок органической продукции, при этом российская нормативно-правовая база не признает мировые стандарты, а мир работает только по ним. Безусловно, Россия должна развивать свой внутренний рынок, создавать открытые и прозрачные требования для аккредитации органов по сертификации и прослеживаемую систему контроля за органической продукцией, которой будут доверять российские потребители. Тогда они будут знать, что стоит за единым российским знаком органической продукции. Союз органического земледелия всегда выступал за это и продолжает работать над тем, что бы это осуществилось.

Пока международные стандарты не признаются в России. Это бьет по производителям, которые уже имеют международные сертификаты органик, они вынуждены второй раз проходить дорогостоящую сертификацию. Также страдают переработчики органической продукции, у которых часть поставщиков сертифицирована по российским, а часть по международным стандартам органик. Для того, чтобы органическое сельское хозяйство в России развивалось, Союз органического земледелия предлагает объявить в России с января 2020 года временный период в сфере нормативно-правового регулирования органического сельского хозяйства сроком на 2 года, в течение которого на территории России признаются международные стандарты (регламенты EU Regulations №889/2008, №848/2018, 1235/2008), США (USDA ORGANIC), Японии (JAS) и все стандарты, гармонизированные с Кодексом Алиментариус; производители продукции, сертифицированной по данным стандартам вносятся в российский единый государственный реестр производителей органической продукции; разрешается надпись «органический продукт» (а также производные от этого слова) на упаковке продукции, имеющей международные сертификаты органик.

— Является ли развитие технологий современного земледелия противодействием развитию органического земледелия? Или же данные процессы являются параллельными?

— Органическое сельское хозяйство занимает свою уникальную нишу в современном АПК. Оно не становится в противовес интенсивному массовому производству. Это система сельхозпроизводства, которая выбирается добровольно ответственными сельхозпроизводителями в интересах здоровья людей, почв и экосистем.

— И в завершение разговора хотелось бы узнать о планах Союза органического земледелия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

— Наш приоритет – интересы участников Союза, мы профессиональное объединение, поэтому цели и задачи определяют именно они. Союз органического земледелия продолжит работать по всем направлениям, которые необходимы производителям органической продукции: выстраивание системы сбыта, разработки и лоббирования мер поддержки производителей, признания международных стандартов органик, информирования потребителей об органической продукции, участие в разработке прозрачной системы сертификации, создания системы образования и подготовки кадров, разработки агротехнологий производства органической продукции, международного сотрудничества.

Беседовала Алина Тимофеева

 

Метки: АПК, Array

Пресс-релизы по теме

Смотреть все
Клиенты группы «Открытие» стали покупать больше страховок с защитой от онкологии и травм
20 января 2020 года
1798
В 2019 году клиенты СК «Росгосстрах Жизнь» (финансовая группа «Открытие») стали чаще добавлять страховую защиту от дополнительных рисков в полисы накопительного страхования жизни (НСЖ). Доля полисов с дополнительными рисками в
Где в Краснодаре найти семейную клинику по доступным ценам и чтобы все сделать в  одном месте?
18 ноября 2019 года
2006
Сегодня все больше людей отдают предпочтение в выборе клиники  платным многофункциональным медицинским учреждениям. Почему? Ответ очевиден.  В них хорошая современная аппаратура, которая дает точную диагностику и быстрое решение проблем со
81% россиян хотя бы раз в жизни сталкивались с неэффективностью лекарств
18 сентября 2019 года
1918
Больше, чем две трети опрошенных россиян отметили, что хотя бы раз в жизни сталкивались с неэффективностью лекарств. Из них более половины (57%) попадали в такую ситуацию не единожды. Чаще других подобная проблема возникала у молодых людей в возрасте
Новая вакцина Ростеха защитит от гриппа участников форума БИОТЕХМЕД
16 сентября 2019 года
1989
Госкорпорация Ростех предложит участникам международного форума БИОТЕХМЕД бесплатную вакцинацию от гриппа самым современным профилактическим препаратом «Ультрикс Квадри». Прививочный кабинет на стенде фармацевтического холдинга «Нац
15 лет на благо людей
30 июля 2019 года
1831
Компания «Связной» (объединяет магазины под брендами «Связной» и «Евросеть») организовала благотворительную ярмарку и аукцион, приуроченные к 15-летию благотворительного фонда компании – «Подари надежду

Свежие пресс-релизы

Смотреть все
Тинькофф Бизнес - экосистема банковских продуктов для предпринимателей
6 мая 2019
8845
Компания ГлобалМедиа — партнеры Тинькофф Банка, и можем предложить вам отличные условия для открытия и ведения счета для бизнеса. Тинькофф открывает счет за 5 минут, сразу можно получать деньги. На следующий день приед
Мегаплан—система управления бизнесом
30 апреля 2019
6102
После кропотливого анализа предложений перед руководителем возникает дилемма, что эффективнее: довериться одной из готовых CRM-систем или разработать собственную.  Достоинства разработки CRM с нуля  - Возможность настройки практически под
Компания «Моё дело» запустила первую франшизу в Санкт-Петербурге
29 апреля 2019
8996
20 марта 2019 года интернет-бухгалтерия «Моё дело» объявила об открытии первой франшизы с компанией «Поляков, Сухарев и Партнеры». Переговоры о покупке доли в одной из ведущих бухгалтерских фирм Санкт-Петербурга велись более п
Ищем ПАРТНЕРОВ в регионах РФ (франчайзинг)
13 февраля 2018
11334
Приглашаем к партнёрству (франчайзинг). Создайте уникальный бизнес портал в своём регионе! У вас есть возможность приобрести готовый бизнес с месячной прибылью более 250 тыс.руб после выхода на полный объём продаж, при первоначальных затратах от 100
Объем выдач по POS-кредитованию в банке «Восточный» в 2019 году превысил 17 млрд рублей
27 февраля 2020
307
Банк «Восточный» подвел итоги 2019 года в направлении POS-кредитования: выдано 377 тыс. POS-кредитов на сумму 17,04 млрд рублей. Рост партнерской базы в 2019 году более 30%. Сейчас банк представлен более чем в 12 тыс. точках продаж. Сред
Лучшие пресс-службы
Ингосстрах
Новостей: 380
Ростелеком
Новостей: 326
ВТБ
Новостей: 107
БКС Премьер
Новостей: 88
Росгосстрах
Новостей: 71
Почта России
Новостей: 70
Росгосстрах
Новостей: 65
Сбербанк
Новостей: 64
Тулэнерго
Новостей: 62
Промсвязьбанк
Новостей: 57
Следуйте за нами